вторник, 3 мая 2016 г.

Педдизайн в личных целях!

О положительном опыте применения этого «инструмента» в жизненной практике

Один из 9 принципов педагогического дизайна, которые вывел его создатель Роберт Ганье, называется «Представление изучаемого материала». Смысл этого принципа заключается в следующем. Представляйте материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты. Избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.




Известный отечественный специалист в сфере e-learning Павел Безяев в одной из своих многочисленных записей характеризует «педдизайн» так: «Это и есть про «удобство». Ровно и про то, как выявить реальную потребность и про то, как вытащить знания из экспертов и правильно их «упаковать» именно для тех кому они нужны. И как же редко это бывает на практике…

В одном из вариантов определения педдизайна пишется, что это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения.

К чему все эти предисловия? А вот к чему. На прошлой неделе мне предстояло сдать ежегодный экзамен по электробезопасности. Периодически происходит такая ситуация, при которой день-два учишь, запомнишь - не запомнишь, но сдаешь и благополучно забываешь. Потому что чаще пытаешься заучить, но это не стих, здесь нет никакой рифмы. А главное – не задумываешься о цели «сдающего». В основном не нужно знать наизусть определения из вопросов, а требуют лишь понимать их суть и  в случае необходимости уметь применять на практике.

На этот раз я решил даже не пытаться запомнить информацию в том виде, в котором она была подана в виде порядка 60 вопросов, собранных из всяких там руководств и правил. Просто взял ручку и блокнот и «поехал» строить скелеты каждого вопроса, который сходу не запоминался. Но не стал допускать самую популярную ошибку начинающих методологов, которая заключается в переписывании мануала, а попытался найти ассоциативные точки и структурировать безликий набор слов схематически, вооружившись тезисами первых трех абзацев:

- представить материал при помощи текста, графики;
- разбить информацию на фрагменты;
- избежать перегрузки и переполнения памяти;
- правильно упаковать знания;
- разработать наиболее эффективный, рациональный и комфортный способ обучения.

С этими всеми инструментами взялся за первый же вопрос с трехэтажным определением. В данном случае ситуация упрощалась тем, что информацию я "упаковывал" не для кого-то со стороны, а для себя самого. Чем проще для себя разобью ее на фрагменты, представив в виде текста и графики, тем эффективнее, рациональнее и комфортнее мне будет принимать эту в какой-то мере стороннюю информацию. И тем самым я не допущу перегрузки и переполнения своей же памяти, когда умственный процесс занят совершенно другим.

Руководство, к примеру, говорит мне, что же такое  электроустановка? А вот что:

Совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудо­вания (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они уста­новлены), предназначенных для производства, использования, преоб­разования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии. Производство – электрические станции всех видов (ТЭЦ,  ГЭС, АЭС). Использование – электрические машины всех типов, т.е. электродвигатели, нагрева­тельные приборы, осветительная аппаратура и т.д. Преобразование – электрические аппараты, предназначенные для преобразования элек­трической энергии в другие виды энергии. Также динамические и статические преобразователи энергии – выпрямители. Трансформа­ция  - повышающие или понизительные трансформаторы всех уров­ней напряжения. Передача – ВЛ, ЛЭП, кабельные линии всех уровней напряжения. Распределение – распределительные устройства под­станций, пунктов группировок, главные распределительные щиты, распределительные щиты.

Каждый год это вижу, но потом благополучно забываю от одного только количества строк самого определения. На этот раз просто изобразил графически и учить не пришлось.


На первый взгляд эта схема кажется неполной по сравнению с источником. Но ведь, когда мы пишем сценарий, то учитываем особенности аудитории. В данном случае «публика» - это я сам с соответствующей подготовкой и каким-то багажом знаний, и мне надо просто за короткий срок подготовиться к экзамену. Когда я вижу такую картинку, то уже автоматически знаю, что речь идет об электроэнергии, а, к примеру, «производство» ее – это касаемо ТЭЦ, ГЭС, АЭС, а та же «передача» – это ВЛ, ЛЭП и т.п.

Вывод

За сутки подобного метода обучения я РАЗОБРАЛСЯ и следовательно запомнил много того, что за 11 предыдущих лет в памяти не откладывалось, когда просто пытался выучить, ведь напрямую в трудовой деятельности практически со всеми вопросами из ежегодного экзамена не сталкиваюсь. Пошел на экзамен с легкостью на душе и уверенностью. Сдал на отлично, как никогда ранее. Совпадение? Вряд ли).