вторник, 26 июля 2016 г.

«IT Global Meetup 8» глазами электронного обучения



В предпоследнюю субботу июля посчастливилось посетить событие, указанное в названии этой заметки. Спасибо за «наводочку» Максиму Скрябину, доклад которого про полезность учебной аналитики, кстати, тоже удалось послушать.

О формате мероприятия

Не знаю, как бывало раньше, но мне было не очень удобно, когда не совсем близкие темы были перемешаны в одной секции, приходилось ждать свою, пропускать что-то другое интересное. Хотелось бы в частности послушать «техрайтеров», но в полной мере не удалось из-за дискуссий e-learning. Но эти «неудобства», скорее, от необычности формата. В следующий раз подстроюсь. А вот то, что реально не хватало – так это проекторов на островках, да и мешал – шум от соседних островков.


Тренд дня в e-learning

Самой популярной темой в плане электронного обучения на этот раз стала обратная связь и ее виды. Экспертами задавались провокационные вопросы, как то «А нужна ли вообще О.С., если курс был сделан профессионалами под четким наблюдением экспертов»? Всё-таки определились, что нужна. И хотя бы потому, что какими профессионалами бы не был разработан сценарий и произведена верстка, надо полагать, что курс, даже рассчитанный на 1000 слушателей, до «выхода» в эфир не был опробован подобной неподготовленной специально другой «тысячей». И тут в помощь будут такие мудрости, как «Насильно мил не будешь», «Сколько людей столько мнений», «Клиент всегда прав» и т.п.

Обратной связи был посвящен и завершающий круглый стол, эту тему рассматривала в блиц-формате и Лилия Смирнова. С большим интересом освежу память, когда увижу ее презентацию онлайн. Но самое четкое, что мне запомнилось с той презентации – это статистика о восприятии данных в курсах в зависимости от пола слушателя. Мужчин чаще интересует строгая подача данных без излишеств, а женщинам без игр и красок не обойтись. Что ж, и в обычной жизни так. Подобное не стоит забывать при подготовке курсов, имея данные об аудитории.

Еще касаемо обратной связи очень примечательна была ремарка приглашенного эксперта Киры Гусевой, которая сказала, что в какой-то момент на своей практике было решено отказаться от обязательности заполнения «посткурсовой» анкеты. Тогда количество обратных данных снизилось на 90%, а их адекватность и ценность приблизились к 100%. Если уж человек захотел что-то сказать, то ему это было делать не лень, и никто его не заставлял. Потеряв в количестве, приобрели в качестве – логичный шаг.

«Дробное питание»

На мой вопрос в общении с более опытными коллегами «А не пугают ли слушателя надпись 'слайд 1 из 50' или ‘1 из 100'?» был ответ отрицательный. Однако всё же уловил согласие на предпочтение многомодульности большого курса. Сам я стараюсь стремиться к «дробному питанию» хоть в реальной жизни этого далеко не всегда получается. Как для живота в случае питания, так и для мозга в случае обучения, полезнее почаще и в небольших количествах принимать пищу (информацию), чем всё за раз))). На злобу дня услышал от одного из участников историю о том, как их фирмой был заказан большой курс, который разрабатывался с ноября по июль и имел десятки поправок. Лично я не вижу смысла в таких курсах – они просто бесконечны, хоть в каких-то случаях, возможно, без этого и не обойтись, но надо искать более рациональный выход из ситуации.

Данные – это мусор или нефть будущего?

Во время слета слышал оба варианта определения данных. И оба они с разных сторон верны. Ценность данных в наше время нельзя преувеличить. Но главное - понимать, что с ними делать и какую выгоду извлекать, чтобы они не остались просто цифровым мусором.

Завершить пост хочется терминами, которые я лично услышал впервые: журналистика данных, дата-экспедиции, Data Mining. Про открытые данные многое не узнал, так как блиц-доклады на эту тему проходили в другом потоке, но заявленный в раздел e-learning материал Ирины Радченко заинтересовал, хоть и оставил больше вопросов, чем ответов. Но на то он видно и блиц – затравка.

По привычке, если слышу что-то незнакомое, то «гуглю». И вот, что получил по поводу вышеприведенных понятий. Тезисы, относящиеся к журналистике данных:

- перевод с экономического/государственного/цифрового языка в язык понятный всем;
- аналитика представляющего материал в предельно наглядной форме, где текст является вспомогательным для картинок и графиков;
- для охвата и удержания аудитории, которая не всегда готова вчитываться в большие тексты, но хорошо понимает их визуальное представление;
- одновременно, и упрощение подачи материалов, и усложнение процесса их подготовки;
- данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником;
- движение в сторону большей открытости информации;
- связана с такими сферами, как информатика, дизайн и статистика;
- предоставление независимой интерпретации официальной информации;
- работа с лавиной данных;
- способ видеть вещи таким образом, каким бы вы их иначе не увидели;
- способ создавать более насыщенные сюжеты;
- средство для борьбы с асимметричностью информации;
- словно фотожурналистика с ноутбуком;
- фильтрация потока данных.


Что я успел понять о дата-экспедициях, так это то, что длятся эти онлайн-мероприятия несколько дней с целью обнаружения «подводных каменей». По форматам экспедиций, разумеется, еще не успел разобраться. И после того, как все блицы завершились, пожалел, что не забежал на доклады от SPb Open Data.

Под занавес мероприятия прозвучал доклад об анализе данных, в котором я столкнулся с термином Data Mining (условно «добыча данных»), и вот какими определениями для себя это обозначил постфактум:

- интеллектуальный анализ данных;
- обнаружение ранее неизвестных нетривиальных и практически полезных знаний;
- представление данных в удобном для простых людей виде;
- решение задач описательных и предсказательных.

Эпилог

Иногда данные (в виде обратной связи или результатов чего-либо) - это как полуфабрикат и сами собой никакую ценность они не представляют. Из них можно получить что-то полезное или даже уникальное благодаря анализу, экспедициям, журналистике, а то ведь можно не успеть ими воспользоваться, как просроченными продуктами в супермаркете.

Посетив IT Global Meetup 8, не только узнал что-то интересное для себя, но и немного пообщался со знатоками своего дела из сообщества SPb eLearning. С удовольствием постараюсь посещать подобные мероприятия в будущем. Что касается данного поста, то для многих, вероятно, тут написаны очевидные вещи, путаница или заблуждения, но я придерживаюсь мнения, что лучше не постесняться выглядеть глупо, задавая вопросы, чем глупо тратить время, делая вид, что разбираешься... Пост, он своего рода тоже открытый вопрос в случае появления комментариев, ответов, конструктивной критики. К тому же, пока пишешь нечто обобщающее, немного лучше сам начинаешь разбираться в этом.

Спасибо за внимание, берегите свои данные