воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Обучение на чужих ошибках


Подборка из презентации к слету IT-сообществ Санкт-Петербурга - несколько примеров, демонстрирующих, как не надо верстать курсы. 

Посещая конференции, связанные с электронным обучением, ловлю себя на мысли, что делясь опытом, чаще специалисты уже говорят лишь о высоких материях и новомодных тенденциях. А о том, что остается на слайдах/кадрах/экранах уже просто не принято вспоминать. Педагогический дизайн, графический дизайн, русский язык, навигация, логика - это ведь само собой разумеющиеся компоненты... Но иногда всё же упоминать о них нужно, иначе многими, казалось бы, элементарными, но необходимыми вещами просто пренебрегают. И сегодня я немного об этом...

Не всё то инфографика, что блестит

Лучшее - враг хорошего, так можно охарактеризовать желания некоторых графически изобразить каждый список в курсе. Да так, чтобы один другого ярче, да фигуристее. И это якобы называют инфографикой, и без этого кажется, что курс теряет в качестве и моде. Но речь не о процессе, устройстве, хронологии или статистики, а элементарное перечисление. Графика в данном случае не несет никакой информативной составляющей. 


Иногда нужно что-то выделить тем же SmartArt'ом или просто цветом. Еще лучше, когда информативными пиктограммами. 

Без графики никуда, но со смыслом и не в ущерб. Иначе на выходе получается гирлянда без Нового  года.

Со своим уставом в чужой монастырь

Вместе с инфографикой в обиходе e-Learning есть еще одно слово паразит – кейс. Порой перестают задумываться, а нужна ли в данном случае «коробка»? Стоит ли придумывать определенную последовательность действий программы или ситуации, если на практике у слушателя будет намного больше путей? Или задача – создать просто информативный курс или наоборот многофункциональный? Не уведет ли в сторону, не ограничит ли слушателя такой шаблон? 


Как и инфографика, кейс должен быть к месту, а не универсальным средством.

Не думай об ошибках свысока

Это сравнимо с написанием статьи. Вроде бы вложил всего себя, раскрыл суть, разжевал на кусочки, разложил по полочкам. И царское ли это дело - думать об опечатках, запятых, размере текста? Пользуйтесь простыми предложениями, подыщите заранее синонимы под свои темы. Забудьте о сложных оборотах, трехэтажных предложениях и постарайтесь не повторять ключевую фразу через каждую строчку.


Проще формулировки, больше проверок – меньше шансов получить курс с ошибками. 
(Заранее извиняюсь за те ошибки, которые мог допустить в этом тексте).

Как понять, коли ничего не говоришь?

Нередка проблема "неочевидной" навигации при анимации или интерактиве. То, что вам кажется логичным, другому невдомек. Если целевая аудитория четко неизвестна, то лучше сделать так, чтоб было понятно даже ребенку. 

Прошу своего старшего сына, которому 6 лет, пройти мой новый курс. Если он ни разу меня не подозвал, значит навигация понятная, и тех кратких подсказок, что предусмотрел, будет достаточно. Проверял это и на обычных «человеческих» курсах, и на симуляторах программ, которые, естественно, ему неизвестны в таком возрасте. 


Не заставляйте слушателя задумываться о курсе с технической стороны.

Просто, но не проще простого

Ведя слушателя по курсу, не перегибайте палку с пояснениями. Иначе можно вызвать у слушателя чувство, что курс для людей с проблемами. А если это не так, то отношение к вашему творчеству сменится на негативное. Никто не захочет, чтобы его признавали умственно отсталым. Можно добиться обратного эффекта. 


Слушатель начнет игнорировать пояснения и может пропустить какое-то важное, оформленное как все.

Когда повторение - не мать учения

Не вынуждайте слушателя проходить сложные практические задания повторно при возврате на слайд, если это не является одной из задач курса.


Когда время не лечит

Не доверяйтесь таймеру, разграничивая некоторые автоматические действия. Ищите более взаимоисключающие пути реализации вашей задумки при создании интерактивов. 


При загрузке курса через СДО надежда на какие-то доли секунды может подвести.

Нить Ариадны

На моей практике был такой пример, в котором слушателю надо было просмотреть подписи к заголовкам всех столбцов таблицы, которых было 17! И это предлагалось сделать без какой-либо обратной связи и при условно-закрытой  навигации. Возникали проблемы  с переходом к следующему слайду из-за того, что обучаемый не мог для себя зафиксировать однотипные итерации. Отмечайте путь галочками или сообщайте слушателю об оставшихся действиях.



Фиксируйте однотипные действия слушателя, не бросайте его на произвол судьбы.

Хвали, да не перехваливай

Не говорите за каждое однотипное действие: "верно!", "молодец!", "отлично!". Это может раздражать, отнимать лишнее время, а если говорить о симуляторе ПО, то и портить саму его идею. Становится сравнимо с тем, как идти с коллегой по большому зданию с длинными коридорами и хвалить того за каждую открытую дверь. Сталкивался с примером, когда при 40 нажатиях на кнопки было 40 похвал с двухсекундной задержкой. Смысл виртуальной реальности пропадал.


Всё в меру.

Пойди туда - не знаю куда…

Не делайте бессмысленных подсказок. Пример: слушателю для нажатия на нужное место на экране давалось три попытки. При первой неудаче возникала подсказка "Далее нажмите на..". Какой смысл от такой подсказки, когда от него в конкретной ситуации только и требуется - нажимать на что-то?


Помогая, не мешай! 

По пути наименьшего сопротивления

Не надейтесь, что при открытой навигации пользователь куда-то кликнет на слайде, кроме кнопки «Далее».


Без повторов

Не дублируйте кнопку «Далее» на слайде, не надо искусственно путать слушателя двумя однотипными путями.


Некоторые сами не знают, что желают

Если вы пишете сценарий, ставьте себя на место не только того, кто будет проходить курс, но и того, кто будет его собирать. Избегайте фраз «Если слушатель не нажал...». Это равносильно «ничему», а как именно вы представляете себе фиксацию этого «ничего»? Не продумав каждый шаг, будьте готовы столкнуться с ошибочным результатом. 


Продумывайте всё.

Когда размер имеет значение

Симулятор ПО делайте только из скринов одного размера, одинакового качества, одной даты, логически связанных данных. 


Дайте дослушать сказку до конца, не возвращайте к реальности раньше времени.

Из песни слова .. выкинешь

Эксперт, а порой и методолог трясется за каждой своей фразой, на что в таком случае хочется ответить фразой из книги Елены Тихомировой: «Курс не по материалу, а для решения задачи».

Имеющиеся руководства второстепенны. Боритесь с экспертом, который дорожит каждым словом своего руководства. Разберитесь с проблемой, и тогда перед вами не будет вопросов - что оставить, что убрать. 


Пишите свою историю и не бойтесь делить ее на главы.

Ой, не лги...

В больших практических заданиях, где подразумевается допущение ошибок, не бросайтесь фразами «Вы ВСЁ делаете правильно». 


Будьте искренними, и это оценят.